Щукина Марина Владимировна,воспитатель ГБОУ «БЕЛГОРОДСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 23»

«Современные образовательные технологии в дошкольном и начальном образовании.»

 

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра»

Джон Дьюи

 

В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Современные дети – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности;

· технология исследовательской деятельности;

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя;

· игровая технология;

· технология «ТРИЗ» и др. 

Здоровьесберегающие  технологии

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому ребенку высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Технологии проектной деятельности

Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация учебных проектов:

· «игровые» – занятия, участие в групповой деятельности (игры, танцы, драматизации, разного рода развлечения);

· «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

· «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства;

· «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.

Технология исследовательской деятельности

Целью исследовательской деятельности является сформированность у детей основных ключевые компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира,  в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к образованию: образованию с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами задачи:

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,  

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Технология портфолио

Портфолио - это копилка личных достижений в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

· игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

· группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

· группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Педагог использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии - это привить ребенку радость творческих открытий.

Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникация, умение планировать, принимать решения и многое другое. Как достичь поставленных временем задач? Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, позволяет предвидеть результаты и перспективы развития дошкольного  и начального образования.

Основная задача педагогов– выбрать те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС ДО.

Деятельность ДОУ имеет свою специфику. Весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей дошкольного возраста, от этого зависит выбор и эффективное использование соответствующих педагогических технологий.

Педагогические технологии используемые в нашем ДОУ.

Технология проектной деятельности

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и использует полученные знания на практике. Именно проектная деятельность помогает связать процесс развития и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка.

Суть «метода проектов» : «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где, и как я могу эти знания применить».

Планирование проектной деятельности воспитатели начинают с вопросов: «Для чего нужен проект?»«Ради чего он осуществляется?»«Что станет продуктом проектной деятельности?»«В какой форме будет презентовано окончание проекта?»

Специфика метода проекта - определение проблемы (помочь ребенку обнаружить проблему, вызвать к ней интерес, найти пути решения, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой). Решение проблемы позволяет объединить детей, педагогов, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности изменяется в зависимости от возраста (по мере развития его исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности, от обучающе - организующей к направляющей и корректирующей).

Дети 3–5 лет участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка.

Дети 5–7 лет, имея опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия и оказывать друг другу помощь; они реже обращаются к взрослому с просьбами и активнее организуют совместную деятельность со сверстниками. У них развивается самоконтроль и самооценка, способность достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети способны выделить проблему, уточнить цель, выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Взрослому очень важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного выбора способов работы над проектом.

Эффективность технологии проектной деятельности:

• изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, это положительно влияет на психологический климат в группе;

• активная позиция ребенка в ходе реализации проекта приводит к получению прочных знаний и личного опыта;

• развитие мыслительных процессов у детей умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат;

• развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения; откликаться на идеи, выдвигаемые другими.

Личностно - ориентированные технологии

Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», где он является субъектом образования. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию его природных задатков.

Для успешного применения данной технологии важна предметно-развивающая образовательная среда, отвечающая требованиям основной образовательной программы ДОУ, и субъект - субъектные отношения педагога и ребенка.

Дошкольник по своей природе стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть и всячески способствовать его дальнейшему развитию на основе партнерских отношений.

Игровые технологии

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание в форме игры может и должно быть интересным и занимательным. Необходимо, чтобы разрабатываемые игры и упражнения для дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – задача каждого воспитателя. Использование игровой технологии позволяет получить гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания, развивать психические процессы. Игровые технологии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.

В нашем ДОУ используется игровые технологии : «Рисование веревочкой»«Росчерки»«Веселые пальчики».

Технология «ТРИЗ»

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне, гибкости мышления, креативности. Можно применять не всю ТРИЗ технологию, а только ее элементы.

Мы широко используем элементы ТРИЗа в поисково - исследовательской деятельности, в изодеятельности.

Технология исследовательской деятельности

В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит поисковая активность, которая помогает открывать знания через творческий исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Информационно-коммуникационные технологии

Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного развивающегося общества. Информационные компьютерные технологии вносят значительные изменения в содержание образовательной среды ДОУ, влияют на деятельность современного педагога (использование интернет ресурсов, подготовка презентаций, вебинары, детская компьютерная программа «Кидсмарт»).

Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога : творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должна быть «папка творческих и педагогических успехов», в которой собраны материалы, отражающие его педагогическую деятельность.

Технология «Портфолио дошкольника»

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

В нашем детском саду создана книга здоровья (разработана система физических упражнений, закаливающих процедур, подвижных игр). Ежемесячно в ДОУ проходит «День здоровья». В течение всего дня проводится работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, закрепляются двигательные умения и физические качества. Витаминные чаи из лекарственных трав (мяты, душицы, зверобоя, ромашки, выращенных в «Зеленой аптеке», напиток из шиповника, поддерживают физическое здоровье и эмоциональное состояние ребенка.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

По – моему мнению, творцом любой технологии, даже если она заимствована, является педагог, т. к. создание технологии невозможно без творческой мысли. В связи с этим у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование. Т. о., применение современных педагогических технологий в образовательном процессе актуальносовременно и эффективно. У ребенка появляется возможность экспериментировать (исследовать, анализировать и синтезировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Все это позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.

Заключение

Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный и являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности. Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества у детей, их готовность к обучению в школе и жизни.

Литература

1.  Волошина Л. Организация здоровьесберегающего  пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N-С.114-117.

2.  Кораблев, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблев // Школа. – 2006. - №2. – С. 37-39.

3.  Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова М.Н. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста // Изд. «Детство – Пресс», 2008.

4.  Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

5.  Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 200 – 307 с.

6.  Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 18 с.

7.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. // Развитие личности. -N2.-С.171-187.

19 марта 2024 в 09:55

Прикреплённые файлы:

Документ: «Современные образовательные технологии в дошкольном и начальном образовании.»

Описание файла:

Файл называется: ikt_0hhmi.docx

Это официальный файл организации «Щукина Марина Владимировна,воспитатель ГБОУ «БЕЛГОРОДСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 23»», в нём содержится «Современные образовательные технологии в дошкольном и начальном образовании.».

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.